Магазин рыболовных товаров
0
0
0
Загрузка...
Время работы: Пн-Пт с 08:00 до 17:00 по МСК
0
Каталог

Сухой мотыль в прикормке: нужен ли он?

13 сентября 2019 / 23:49

Недавно мне попался на глаза интересный компонент для прикормочной смеси на «белую» рыбу и окуня – сухой мотыль. Наши соседи с Украины начали поставлять этот товар на российский рынок, причем по довольно умеренной цене. Предложением стали активно пользоваться отечественные производители прикормок. В продаже я встретил даже маленькие упаковочки с порциями сухих личинок. Естественно, интересно было бы провести испытания этого компонента на водоеме. 

Итак, обсудив с Александром Дунаевым, нашим экспертом по мормышке, задачи предстоящего выезда, мы наметили подходящий день и договорились о встрече. Водоем выбирали довольно долго. Из множества озер, где присутствует одновременно «белая» рыба, окунь и ерш – гипотетические жертвы этого компонента, мотыля – было выбрано в пределах Санкт-Петербурга одно, но самое знаменитое – это озеро Разлив.

За несколько последних лет мы подготовили много статей по ловле «белой» рыбы на мормышку. И в прошлом году, например, публиковался материал о том, как в прикормке работает живой мотыль. Тогда результатом нашего эксперимента стал вывод, что когда в озере много ерша и окуня, а подлещик – некрупный, добавление живого компонента в смесь не всегда может приводить к успеху. Скорее даже – наоборот: испуганная суетой мелюзги на прикормке, крупная рыба насторожится – и откажется брать приманку. Но иногда мотыль прекрасно работает на крупную рыбу, когда она решительно встает под лункой и не дает мелочи подходить близко.

Теперь же нам хотелось понять – эффективен ли сухой мотыль в прикормке на «белую» рыбу и интересен ли он для хищника?

Пару слов о водоеме

Озеро Сестрорецкий Разлив – старейшее в мире искусственное водохранилище, создано оно во времена Петра I запрудой речек Сестры и Черной. Глубины здесь достигают 5 м, но при этом средняя глубина Разлива – 1,6 м. Никаких свалов, бровок и прочих кардинальных изменений дна в нем нет. Потому мы решили отправиться на ту часть водоема, где более всего сконцентрировались местные рыболовы.

Как оказалось, в том месте, где мы остановились, подо льдом было небольшое течение, идущее как раз от реки Сестры. Скорость оного была совсем небольшая, так что брошенные с руки частички смеси лишь ненамного отклонялись в сторону при падении на дно. Дно – в основном чистое, слабо илистое, хотя местами и сильно заиленное. Глубина – совсем небольшая, кое-где из воды выступали островки засохшего тростника.

Основные виды местных рыб – плотва, лещ и подлещик, окунь, ерш, уклейка. Нас, мормышечников, зимой больше интересуют подлещик, плотва и окунь.

Подготавливаем прикормку

Для сегодняшнего выезда Александр приготовил три варианта смеси: 200 г универсальной прикормки «DUNAEV», которую он производит сам, плюс столько же – ее же, но с мелко перемолотым в кофемолке сухим мотылем, и еще 200 г, но с добавлением туда просто размоченного мотыля.

Дунаев советует:

На малых глубинах большое количество прикормки на дне может ухудшить подход рыбы. Возможно, она боится неестественно светлых пятен. Есть два пути решения этой задачи: первый – затемнить смесь, второй – как я и поступил в этот раз – взять среднюю или малую кормушку и сыпать прикормку малыми порциями.

Если универсальную смесь с перемолотым мотылем готовить было легко, то размоченные личинки пришлось добавлять уже на водоеме, чтобы недоувлажненная озерная смесь вновь не подсушила мотыля.

Александр предложил мне понюхать вначале баночки с мотылем, а затем – подготовленные смеси. Самый интенсивный запах шел от прикормки с измельченными в кофемолке личинками. Там, где они оставались в смеси целыми, запах практически отсутствовал или был едва уловимым. Но это, как мы решили, не столь существенно, поскольку рыба гораздо лучше чувствует запахи, чем мы.

Единственное, что смутило Дунаева – это смешение в украинском готовом продукте естественного мотыльного запаха с запахом искусственного рыбного ароматизатора (думаем, это был именно он).

По очереди содержимое баночек с мотылем высыпалось в прикормку – и все тщательно перемешивалось. Если добавление сухого перемолотого мотыля практически не изменяло цвет смеси, то замоченные накануне личинки, ставшие мягкими и увеличившиеся в размерах, стали довольно сильно заметными на фоне ярко-желтой прикормки.

Дунаев растерянно говорит мне:

- Боюсь, я совершил ошибку, смешав ранее замоченную смесь и влажного мотыля. В итоге прикормка оказалась чересчур переувлажненной. Зимой мне это не очень нравится, я всегда предпочитаю смесь недоувлажненную.

Закорм лунок

Мы просверлили три серии лунок по 5 штук в каждой с интервалом между ними в 15 м. Первая серия закармливалась смесью с сухим, перемолотым в кофемолке мотылем. Вторая – прикормкой с замоченным накануне мотылем. В лунки третьей серии высыпалась дунаевская универсальная смесь, обычно замоченная и без каких-либо добавок.

Техника закорма была следующая: в кормушку среднего размера закладывалась смесь, открывали кормушку прямо на дне. Далее с руки в лунку россыпью подбрасывалось небольшое количество прикормки – так, чтобы вместе с шугой плавали частички смеси и муть.

- Я побоялся сыпать всю прикормку с руки из-за присутствия небольшого течения. Чтобы зафиксировать рыбу строго на точке под лункой, а не дать ей разбрестись метра на два вокруг, смесь должна лечь строго на дно. Муть же и плавающие частички должны будут постоянно привлекать плотву, – говорит Александр.

Докорм в процессе рыбалки тоже должен быть «с руки», совсем небольшой порцией.

- Конечно, лучше всего было бы докармливать рыбу мотылем-«лиманником», но у меня его сегодня попросту нет – и я чувствую, что кормление «с руки» будет эффективно, – продолжает Александр.

Первый проход по лункам

Через 15 – 20 минут после того, как была закормлена последняя лунка в трех сериях, Дунаев приступил к ловле. Он начал с мормышки размером 2,4 мм на леске 0,07 мм, но спустя полчаса поменял ее на мормышку 2,2 мм, хотя тоже на леске диаметром 0,07 мм.

- Я не планирую ставить чрезвычайно тонкие лески – скажем, диаметра 0,05 мм – поскольку плотва здесь может попадаться более чем 100-граммовая, да и поклевки подлещика приведут к обрыву тонких снастей. Когда рыбы, как сейчас, немного, логичнее уменьшить величину мормышки.

На первой же лунке, закормленной прикормкой с сухим перемолотым мотылем, чувствительный кивок показал аккуратное прикосновение рыбы к насадке, но сама рыба не засеклась. Потом последовали такие же нечеткие поклевки. Изловчившись, Александр подсек – и вытянул из лунки малюсенькую плотвичку, никак не более десяти граммов. Это совсем не тот размерчик, что мы видели у рыболовов по соседству. И, естественно, она была отпущена обратно в озеро.

Следующие четыре лунки серии не принесли ни одной рыбки, и это было очень странно – ведь в водоеме присутствует довольно много окуня и ершика. И я был очень убежден в том, что уж их-то Дунаеву удастся наловить вдоволь.

Вторая серия лунок с прикормкой с замоченным дома мотылем также не принесла ни одной рыбки. И мы уже стали волноваться, что наш выезд пройдет впустую. На очереди была серия лунок, где закорм велся обыкновенной прикормкой без каких-либо добавок. На второй лунке практически сразу же после касания мормышкой дна довольно увесистая плотвица чуть не взаглот съела маленькую мормышку.

Дунаев советует:

Когда я ловлю рыбу на небольших глубинах, никогда не затягиваю фиксирующий винт на катушке удочки. Это помогает избежать обрыва лески при неожиданно резкой поклевке крупной рыбы.

Наконец-то! По крайней мере, с нулем мы отсюда не уедем. Еще по рыбке в этой серии принесли лунки под номерами 4 и 5.

Второй проход по лункам

Все происходило, как и в прошлый раз: две первые серии с сухим и замоченным мотылем не принесли ни одной рыбки. Зато плотва полюбила обычную прикормку. В этих лунках Александр поймал пяток штук, причем работали те же первая, четвертая и пятая лунки. Правда, в последней, пятой, было поймано уже 3 штуки.

Дунаев советует:

Думаю, для опытных рыболовов не будет странным, что на абсолютно, казалось бы, ровном дне есть уловистые зоны, где ловится много рыбы, и абсолютно бесклевные лунки. Правда, трудно понять, находясь на льду, с чем это связано – ямка там внизу или какой-нибудь камень, но надо всегда кормить несколько равноудаленных лунок в запас.

Третий проход

Попив чайку, мы решили ограничиться тремя часами ловли – и пройтись по лункам третий и последний раз. На улице было настолько холодно, что еще немного – и я уж совсем бы замерз, не говоря уже о фотоаппарате, который приходилось отогревать на пузе под курткой, благо с пузом у меня все в порядке. Потому я попросил Александра, который тоже не испытывал приятных чувств от пятнадцатиградусного мороза, не зависать подолгу на лунках, и если поклевок сразу не случится – быстро переходить на другие.

Как ни странно, но в лунках первых двух серий поклевок так и не было, за исключением одной крайней лунки, где было закормлено перемолотым сухим мотылем. Там Дунаев поймал одну плотвичку граммов на 40.

А вот в серии лунок с обычной прикормкой поклевки наблюдались во всех, кроме лунки под номером 3. Но лучше всего опять сработала пятая. С нее Александр без перерыва ловил довольно увесистых плотвиц. Поклевки следовали одна за другой – и «на падении», и «на стоячую удочку», и «на постукивание по дну», и «на игру». С ходу было поймано около полутора десятка рыб. После, правда, клев постепенно стал стихать, но «на стоячую удочку» рыба продолжала периодически брать. Мы решили заканчивать рыбалку и сделать итоговую фотографию.

Выводы

Я попросил Александра высказать свое мнение о результатах сегодняшней рыбалки. Вот оно:

– Для меня результат этой рыбалки оказался неожиданным – накануне я рисовал себе совсем другую картину предстоящей ловли. Дело в том, что наличие в прикормке сухого мотыля, а я много с ним экспериментировал, если и не приводило к каким-то выдающимся результатам, то, по крайней мере, не отпугивало рыбу. А ведь окунь и ерш должны были собраться на эту прикормку чуть ли не со всего водоема. Однако ничего подобного не произошло. Рыба не собралась в «мотыльных» лунках, но при этом плотва среагировала на обычный прикорм. Я не думаю, что такое действие мог оказать сушеный мотыль. Скорее всего, так губительно подействовал ароматизатор в нем.

Очень рекомендовал бы рыболовам быть поаккуратнее с тем, что они добавляют в свои прикормки. Если такова была реакция на рыбный ароматизатор, то представьте, сколько подводных обитателей разлетается в стороны, когда наш брат-рыболов начинает применять непроверенные компоненты.

Александр Окуневский при участии Александра Дунаева

(опубликовано в журнале «Спортивное рыболовство», 3/2010)

Оцените статью

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
1 голос, средний рейтинг 5 из 5 5 5